Мировая энергетическая отрасль переживает в настоящее время непростой переходный период. Если ранее в приоритете было наращивание генерирующих мощностей, то теперь, когда темпы роста потребления электроэнергии снизились, на первый план вышли качественные изменения. Прежде всего, меняется соотношение энергоносителей. В США растет использование дешевого природного газа, в Европе происходит опережающее развитие альтернативной энергетики на возобновляемых источниках, а дорогостоящий газ уступает место углю. При этом во многих странах пересматривается роль атомной энергетики, находящейся на спаде после аварии на японской АЭС "Фукусима".
Европейский выбор
Наиболее глубокие реформы в сфере электроэнергетики переживают страны Европейского Союза. Там происходит сразу несколько процессов, которые не всегда гармонично сочетаются друг с другом. Это, во-первых, опережающий рост использования возобновляемых источников энергии. Во-вторых — создание общего энергорынка в масштабах ЕС. И, в-третьих — спор о будущем атомной энергетики в регионе.
Развитие альтернативной энергетики, опирающейся на энергию ветра и солнца, уже давно является одним из приоритетов политики ЕС. При этом преследуется сразу несколько целей. Прежде всего, расширение использования возобновляемых источников снижает зависимость европейских стран от импорта традиционных энергоносителей.
Не менее важно и то, что альтернативная энергетика позволяет радикально сократить выбросы углекислого газа и таким образом отдалить перспективу глобального потепления.
Наконец, благодаря разработке и внедрению новых технологий получения ветровой и солнечной энергии в регионе создаются новые отрасли с сотнями тысяч рабочих мест и миллиардными оборотами.
В настоящее время ЕС руководствуется в данной области программой "20-20-20", принятой в 2007 г. и предусматривающей сокращение выбросов CO2 на 20% и доведение доли альтернативных источников энергии в энергобалансе до 20% к 2020 г., а также долгосрочной "дорожной картой", устанавливающей основные ориентиры на период до 2050 г. К середине текущего столетия страны ЕС планируют сделать возобновляемые источники основой своей энергетики, обеспечивающей до 70% выработки э/э.
Определенные успехи на этом пути уже есть. В последние годы, когда потребление э/э во многих странах ЕС уменьшилось из-за экономического кризиса, а необходимость в строительстве новых энергоблоков соответственно сократилась, на альтернативную энергетику приходилось около 70% от общего объема вводимых в строй генерирующих мощностей. В Германии уже в 2011 г. 20% потребленной в стране э/э было выработано с использованием возобновляемых источников.
Однако как раз в 2012 г. в Европе начали проявляться проблемы, связанные с опережающим развитием альтернативной энергетики. Ветровые и солнечные электростанции крайне нестабильны. В течение одного дня выработка ими э/э может колебаться на десятки процентов. Это требует наличия резервных мощностей, которые могли бы оперативно сглаживать колебания.
Пока доля возобновляемых источников в энергобалансе была невелика, эта проблема была не слишком острой и решалась в рабочем порядке. Но когда солнечные и ветровые станции начали занимать достаточно серьезное место в энергосистеме, трудности стали возрастать лавинообразно.
Поставщики альтернативной э/э пользуются субсидиями и льготами. В частности, генерируемая ими э/э приобретается в первую очередь. Традиционные газовые и угольные энергоблоки в ряде стран (прежде всего, в Германии, Испании, Италии) в результате были вынуждены играть роль резервных. Для них увеличилось время простоев, а резкие колебания в объемах выработки э/э привели к повышенному износу оборудования.
Из-за этого энергокомпании несут убытки. Они проявляют все большее недовольство тем, что их конкуренты фактически работают в нерыночном секторе, получая гарантированную оплату по "зеленым" тарифам.
В 2012 г. впервые возникла проблема избытка производства альтернативной энергии в Германии и Италии. В лексикон европейских энергетиков вошел термин "солнечное воскресенье", когда выработка э/э СЭС оказывается настолько большой, что в отдельные часы превышает потребности всей энергосистемы. В результате излишки э/э приходится "сбрасывать" в энергосистемы соседних стран, что совсем не нравится последним, так как им приходится останавливать собственные энергоблоки.
В последнее время противоречия в этой сфере нарастают. Правительства Польши и Чехии уже предупредили Германию о недопустимости значительных трансграничных перетоков э/э этой зимой, когда ожидается возникновение излишков э/э от работы немецких ВЭС. Обе страны даже приступили к установке на границах специальных трансформаторов и фазорасщепителей, чтобы при необходимости создать барьер энергоперетокам. Правда, ввод в строй этих защитных систем состоится не раньше 2017 г.
Для правительств Германии и Италии появление новых проблем, связанных с возобновляемыми источниками энергии, стало неприятным сюрпризом. Пока они стараются притормозить развитие этой подотрасли, снижая "зеленые" тарифы и отменяя часть льгот, но эти меры вступают в противоречие с политикой ЕС, требующей продолжения развития альтернативной энергетики.
В 2012 г. в европейской энергетике происходило, скорее, накапливание проблем, стоящих перед сектором, но пока без глубокой проработки решений. Европейская комиссия видит выход в создании общеевропейского энергорынка, который планируется создать уже к 2014 г. Предполагается, что к тому времени произойдет объединение региональных энергетических бирж, а все потребители в ЕС получат возможность свободного выбора поставщика э/э.
По словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, это покончит с нынешним господством крупных интегрированных энергокомпаний на национальных рынках и создаст действующую и эффективную систему свободной конкуренции. Кроме того, возможность свободного перетока э/э от Лапландии до Сицилии и от Шотландии до Эстонии позволит ликвидировать дисбалансы, связанные с избыточным производством альтернативной э/э в различных странах.
Звучит, конечно, неплохо, но на пути к созданию общего европейского энергорынка еще слишком много проблем, которые вряд ли удастся решить к 2014 г. Прежде всего, для этого еще нет технических условий. Чтобы э/э могла свободно циркулировать по единой европейской сети, включающей десятки тысяч мелких поставщиков альтернативной э/э, необходимы масштабное строительство новых магистральных линий и интерконнекторов, а также массовое внедрение технологии интеллектуальных сетей (smart grids).
Европейские страны, конечно, вкладывают средства в инфраструктуру. По данным Еврокомиссии, уже обнародованные планы предусматривают прокладку около 28 тыс км линий электропередачи, что соответствует 11% от совокупной длины имеющихся сетей. В одной только Испании предполагается увеличить протяженность электросетей на 23% (или на 8 тыс км). Но в условиях кризиса трудно сказать, будут ли планы реализованы в полной мере.
Помимо технических проблем, создание единого европейского энергорынка столкнется и с институциональными. Согласно Лиссабонскому договору, энергетическая политика относится к прерогативе национальных органов власти. В каждой европейской стране действуют свои правила, законы и стандарты, регулирующие деятельность энергорынков, свои тарифы, схемы стимулирования альтернативной энергетики и т.д.
Еврокомиссия стремится привести европейское энергетическое законодательство к общему знаменателю и заставить всех соблюдать общие правила. В настоящее время разрабатывается Директива по альтернативной энергетике, которая должна унифицировать национальное регулирование этой отрасли. Однако многие европейские страны не желают отказываться от суверенитета в энергетической сфере, не говоря уже об особой позиции Польши или Великобритании.
Судя по всему, выработка общей энергетической политики станет одним из приоритетных направлений работы Еврокомиссии в 2013 г. Но пока что действия Брюсселя в этой сфере не пользуются поддержкой со стороны большинства национальных правительств. Так что противоречия в европейской энергетике, скорее всего, будут нарастать.
Источник: uaenergy.com.ua