Зачем нужны возобновляемые источники энергии богатой России

 

Альтернативная энергетика в России будет развиваться при любых экономических сценариях, но темпы ее развития зависят от государства, которое должно, наконец, обозначить правила игры на этом рынке.

 

К такому, вполне, впрочем, ожидаемому выводу пришли участники II ежегодной конференции «Будущее возобновляемой энергетики в России» (организатор – газета «Ведомости»). При этом отрадно, что количество перешло в качество:  энтузиастов, уже работающих в сфере ВИЭ, теперь поддерживают и чиновники федерального уровня, и представители традиционной энергетики, которые, как принято считать, к «альтернативам» относятся свысока.

 

Такая эволюция вполне объяснима. Сегодня ВИЭ – не только средство борьбы с глобальным потеплением, оружие Запада в борьбе за энергонезависимость, но и область мощного технологического прорыва. Новации в этой сфере с огромной быстротой тиражируются в другие сектора экономики: телекоммуникации (Ipad с фотоэлектрическим защитным покрытием), автомобилестроение (электромобиль), сельское хозяйство (биостанции при крупных животноводческих комплексах), медицина  и т. д. Таким образом, игнорировать сферу ВИЭ – значит игнорировать прогресс, чего России с ее и без того хроническим отставанием во многих высокотехнологичных областях допускать нельзя.

 

По расчетам Минэнерго, технический потенциал использования ВИЭ на территории России (без учета крупных ГЭС мощностью более 25 МВт) суммарно превышает текущий объем годового потребления энергии примерно в 65-70 раз. По оценкам экспертов IFC, потенциальный рынок ВИЭ в России может составить $20 млрд.

 

Может, но не составляет. Для развития ему не хватает трех условий:

  • прозрачной системы поддержки на федеральном и региональных уровнях;
  • развитой инженерной инфраструктуры;
  • долгосрочных инвестиций.

 

Ключевым из этих трех условий, разумеется, является первое – и в этой области, похоже, наметились подвижки. По словам выступавшего на конференции заместителя министра энергетики РФ Антона Инюцына,  настало время «дать сигнал рынку». Производители, строители, инвесторы должны знать, какой объем рынка государство способно регулировать для того, чтобы создать спрос на оборудование, инновации. В частности, уточнил чиновник, для государства крайне важно сделать расчеты таким образом, чтобы привлечь производителей на условиях локализации (по оценкам специалистов компании «РусГидро», более 80 % капвложений в оборудование для ВИЭ в России сегодня приходится на импорт.)

 

Месяц назад на заседании правительства рассматривался проект программы модернизации электроэнергетики до 2020 г. Обсуждались возможные объемы ввода новых мощностей ВИЭ к 2020 г. – это 4 % общего ввода (или свыше 3 ГВт генерирующей мощности). Предстоит развивать все направления – ветростанции, мощности ТЭЦ на биомассе, малые ГЭС. (Сегодня доля ВИЭ-генерации в структуре потребления РФ, по оценкам специалистов, составляет менее 0,8 %.)

 

При этом замминистра посетовал на то, что у каждого возобновляемого ресурса есть свои особенности. Солнце и ветер отличаются непостоянством, следовательно, показатели соответствующих станций сложно прогнозируемы. Биоэнергетика прочно привязана к сырьевой базе и зачастую ограничена высокими издержками на транспортировку (хотя сейчас появляются объекты замкнутого цикла с участием сельхозпредприятий). Приливную энергетику, как нетрудно догадаться из названия, тоже никуда не сдвинешь с береговой линии. Тем не менее в условиях изолированных энергосистем Дальнего Востока, где затраты на производство и доставку традиционных энергоносителей чрезвычайно высоки, использование этих видов ВИЭ за счет замещения дорогой дизельной генерации себя экономически оправдывает. Однако потенциал развития ВИЭ на данной территории (около 1 ГВт) недостаточен для того, чтобы привлечь производителей оборудования. Поэтому в единой  энергосистеме развивать ВИЭ также необходимо (потенциал развития – более 14 ГВт), даже ценой господдержки – чтобы создать необходимый объем спроса на оборудование с целью достижения «эффекта масштаба», считают в Минэнерго.

 

Распоряжением Правительства РФ от 4.10.2012 г. № 1839-р утвержден  комплекс мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ. Он, в частности, включает в себя:

  • утверждение дифференцированных значений целевых показателей производства по каждому из видов ВИЭ, а также введение дополнительных целевых индикаторов;
  • совершенствование порядка формирования схемы ВИЭ;
  • упрощение процедуры квалификации генерирующих объектов ВИЭ;
  • утверждение методики расчета тарифов на электроэнергию, произведенную данными объектами и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также определение экономических показателей (срок окупаемости, норма доходности, определение капитальных расходов) при расчете тарифов. 

 

В центральной части России основная точка роста – Белгородская область. К активному использованию ВИЭ ее подтолкнули успехи в области животноводства в середине 2000-х годов. Тысячи тонн органических отходов требовали утилизации, в результате в 2009 году была принята областная программа развития биоэнергетики и биотехнологий, а несколькими годами позже – программа развития ВИЭ на 2013—2015 гг. и на период до 2020 г.

 

По словам генерального директора «Альтэнерго» Виктора Филатова, к2020 г. от «альтернативной» генерации планируется питать электроэнергией не менее 20 % областных потребителей. Сейчас в Белгородском регионе действуют биогазовая станция «Байцуры» мощностью 500 КВт, БГС «Лучки» мощностью 2,4 МВт, солнечная станция мощностью 0,1 МВт и ветровая такой же мощности (правда, ветер, пожаловались белгородские чиновники, оказался однозначно убыточен и больше с ним экспериментировать не будут).

 

Источник: greenevolution.ru

Нет комментариев
Добавить комментарий