Светодиоды: краткий обзор рынка


Сизов Павел Васильевич

Технический директор


Образование: Чувашский Государственный Университет

им. И.Н. Ульянова, ЭТ факультет, специальность "Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов"


Академическая степень: магистр техники и технологии


Опыт работы: более 5 лет

Обладатель звания "Лучший выпускник ЧГУ 2011 года"



Прошло немало времени с момента публикации предыдущей статьи, и тому было несколько причин, главная из которых – желание наших специалистов набраться большего опыта в таком относительно молодом, но стремительно развивающемся направлении рынка, как светодиодное освещение. И, надо признаться, собралось немало полезной информации, которой мы бы хотели с вами поделиться.


Начать, пожалуй, следует с того, что цены на светодиодную продукцию ожидаемо падают, и падают с ощутимой скоростью, что не может не радовать как нашу компанию, так и кошелек конечного потребителя, ведь это способствует все более широкому распространению такой замечательной и перспективной технологии. И есть надежда, что более 10 млн. офисных люминесцентных светильников, ежегодно продаваемых на территории России, в ближайшее время превратятся в миллионы светодиодных. Если представить ситуацию, когда половина этого объема светильников будет заменена на светодиодные, то получим экономию мощности, в цифрах равную порядка 250 МВт, что сопоставимо, например, с электрической мощностью Абаканской ТЭЦ или типовой мощностью энергоблока АЭС. Преимущества светодиодной технологии очевидны: это и гораздо большая экономичность, и их «долголетие». Пока что светодиодные светильники являются чемпионами по продолжительности жизненного цикла. Чемпионы они в сравнении с лампами накаливания и КЛЛ и по всем остальным параметрам. Не устраивает нас всех только то, что чемпионы они также и по своей стоимости. Да, действительно, еще недавно разрыв в стоимости был ужасно велик, но сейчас ситуация в корне меняется. На день публикации статьи уже можно купить светильник под «армстронг» в пределах 1500 рублей, а 7 Вт лампочку для дома в пределах 150 рублей. И это притом, что соответствующие люминесцентные аналоги высокого качества обойдутся в 800-1200 рублей и 125-175 рублей ориентировочно. Учитывая все остальные преимущества светодиодов, можно сказать, что люминесцентные лампы ожидает если и не полный уход с рынка в ближайшее время, то значительное сокращение их доли. Конечно, есть определенные сферы применения, где их использование в некоторых случаях оправдано – например, в растениеводстве и при выращивании грибов, в некоторых животноводческих комплексах, при разведении рыб в промышленных масштабах и в частных аквариумах и т.д. При этом стоит оговориться, что светодиоды весьма успешно теснят все прочие светильники и на этих фронтах. Резюмируя, с уверенностью можно сказать, что в подавляющем большинстве случаев современный руководитель и домовладелец, шагающий в ногу со временем и владеющий информацией о текущих мировых тенденциях в сфере энергосбережения, несомненно, предпочтет для использования именно светодиодные технологии освещения.


Разумеется, неправильным было бы все многообразие типов светильников и все направления применения светодиодных источников света смешивать в одну кучу. Во избежание этого давайте выделим следующие основные направления применения: офисное и торговое освещение, промышленное освещение, уличное освещение и домашнее освещение. Можно выделить отдельно и освещение для ЖКХ. Каждое направление, учитывая многообразие различных нюансов, представляет собой тему для отдельной статьи, и мы постараемся поговорить о них впоследствии подробнее. Забегая вперед, можно сказать, что наиболее экономически обоснованным в массовых сферах является применение светодиодных светильников в торговой индустрии, особенно в крупных гипермаркетах, где энергозатраты на освещение торговых залов очень велики, а время ежедневной работы светильников составляет, как правило, не менее 12 часов. При таких условиях срок окупаемости зачастую составляет менее 1,5-2 лет. Более выгодным может быть только случай круглосуточной работы светильников. В качестве примеров круглосуточной работы светильников можно назвать следующие направления:

- адаптационное освещение в тоннелях метрополитена;

- освещение общественных мест, таких как зоны ресепшн, вестибюли, некоторые коридоры и лестницы.


Что касается «родословной», то здесь не стоит удивляться, что многие произведенные светодиодные источники света, продающиеся на российском рынке, имеют китайское происхождение. С одной стороны – ценовой - это конечно, хорошо, но, с другой стороны, не всякое китайское изделие обладает надлежащим уровнем качества. Но и пугаться самой фразы «made in China» тоже не стоит. «Китай», если можно так выразиться, бывает «фабричным», а бывает «безымянным», что означает «noname». Вот производителей второго типа и стоит опасаться. Купить такой продукт означает купить «кота в мешке» - может он прослужит вам верой и правдой долго и безотказно, а может и месяца не протянет. Фабричный же «китай» имеет свою торговую марку и старается по мере сил поддерживать ее доброе имя, и, следовательно, соблюдать возложенные на себя гарантийные обязательства, ибо репутация для крупного производителя дороже замены бракованной или вышедшей из строя до окончания гарантийного срока продукции. Соответственно, и качество такого товара отличается в лучшую сторону. В качестве примера можно привести рынок китайских смартфонов – многие мои, да и, наверняка, ваши тоже, знакомые заказывают с Китая через торговые интернет-площадки навороченные смартфоны, по характеристикам и потребительским качествам ничуть не уступающие, а в некоторых случаях и превосходящие своих именитых «братьев», при этом цена на такие устройства, как правило, ниже в 1,5-2 раза. Сами светодиоды и сопутствующее оборудование в Китае по ценам, конечно, не отличаются от российских в разы, но вот на рабочую силу это правило распространяется – она в «поднебесной» очень дешева по мировым и даже отечественным стандартам. Вообще же применительно к светотехнической продукции китайского производства можно сказать следующее – не стоит опасаться, что каждый ввозимый из Китая товар обязательно окажется сомнительного качества, особенно если вы тщательно подошли к вопросу выбора производителя.


В немалой степени такому заполонению российского рынка китайской продукцией способствуют сами потребители в погоне за самой низкой ценой. В чем в чем а уж в стоимости продукции из поднебесной пока нет равных. Препятствием для полного поглощения рынка китайской продукцией могут служить разве что длительные сроки поставки продукции, т.к., если товара нет в наличии на складе у продавца, то время прихода новой партии может составить до 2-4 месяцев. Здесь надо иметь ввиду, что компании-импортеры заказывают, конечно же, не одну позицию товара, и приходится дополнительно ждать, пока наберется заявка минимально необходимого объема.


Даже если вы видите на изделии гордую надпись «сделано в России» - это вовсе не означает, что все составляющие компоненты произведены в России. У подавляющего большинства российских производителей используются компоненты зарубежного происхождения, и в первую очередь это касается самих светодиодов и электронных компонентов для драйверов. В самой же России одними из самых известных заводов-производителей светодиодов являются, пожалуй, компании «Светлана-Оптоэлектроника» (г. Санкт-Петербург) и АО «Протон» (г. Орел). Прискорбный, но вполне вероятный факт – это то, что все отечественные компании-производители схожего профиля можно пересчитать по пальцам рук. Но, что еще печальнее, судя по всему, продукция отечественных производителей пока не может конкурировать по конечной стоимости, а зачастую и потребительским характеристикам, с изделиями ведущих мировых производителей. И обусловлено это в первую очередь соотношением масштабов производств и объемами выпускаемой продукции.


Одними из крупнейших в мире производителей светодиодов, по крайней мере, встречающихся потребителям на российском рынке, являются: Samsung, Nichia, Cree, Bridgelux, SemiLEDS, Seoul Semiconductor, Epistar, Osram. На наш скромный взгляд, принципиально технологический уровень всех перечисленных производителей в допустимой степени сравним, что означает, что никакая компания в одиночку не может в течение длительного времени обладать какой-либо эксклюзивной технологией, дающей абсолютное лидерство на рынке.


Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что при выборе товара в первую очередь стоит опираться не на марку применяемых светодиодов, а на заявленные производителем потребительские характеристики и гарантийные обязательства, поскольку определить «на глазок» качество светодиодов неподготовленному человеку все равно не представляется возможным. Вот тут-то и может скрываться подвох, ведь на глаз световой поток не измеришь, ну и тем более ожидаемое время наработки на отказ. В конечном итоге во многом приходится положиться на слова продавца, но это уже вопрос доверия. Покупая товар как частное лицо, редко кто спрашивает полный комплект документов, включая сертификаты на продаваемую продукцию. При покупке крупной партии товара, или представляя организацию, настоятельно рекомендуем это делать. Уточняя марку применяемых в светильниках светодиодов, можете поинтересоваться и поколением выпуска светодиодов – ведь с каждым последующим поколением растет светоотдача кристалла на каждый ватт потребляемой мощности (измеряется в Люмен на Ватт – Лм/Вт – больше 100 Лм/Вт являются весьма неплохим показателем, но главное, чтобы он не достигался завышением рабочего тока светодиодов, что ведет к повышению температуры работы и ускоренной деградации кристалла), и, соответственно, изделие становится еще более экономичным при сохранении или даже увеличении выходного светового потока. При совершении покупки главное прийти к соглашению с самим собой в ценовом вопросе, ведь лучшее не может быть дешевым, и мудрость «скупой платит дважды» здесь вполне уместна.


Также хотелось бы отметить, что сейчас, когда на дворе 2015 год, в условиях нестабильности в экономике, после безудержного и все продолжающегося роста курса валют, начавшегося осенью 2014-го, можно ожидать (хотя процесс итак уже давно идет) и дальнейшего роста цен на светодиодные источники освещения, как, впрочем, и на все остальные импортируемые в Россию товары. Тем не менее, вопрос об окупаемости светодиодных светильников в сравнении с традиционными по-прежнему не стоит – это однозначно выгодное вложение денег. Обзорное сравнение технологий традиционного и светодиодного освещения, а также примеры расчета окупаемости рассмотрим в одной из последующих статей.

Нет комментариев
Добавить комментарий